Петро-Павловский храмовый комплекс г. Анжеро-Судженска

Мариинская и Юргинская Епархия
Русская Православная Церквь ( М П )
Новости
  • 16 Ноябрь 2016
      Беседа об исповеди.   В Петропавловском храме г. Анжеро-Судженска состоялась  экскурсия для группы  отдыхающих в МБУ «Анжеро-Судженский комплексный центр социального  обслуживания  населения». Беседу, традиционно провёл штатный священник ....
    12 Июль 2016
      Архипастырь возглавил престольное торжество. В день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и  Павла, епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий совершил  Божественную  литургию в Петропавловском храме г. Анжеро-Судженска  по случаю его  престольного праздника.
© Алексей Логинов
Конструктор сайтов православных приходов
Православная библиотека
Каталог православных сайтов

Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня

27 Сентябрь 2012

27 сентября — Православная Церковь вспоминает событие Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, которому предшествовало другое знаменательное событие, «обретение Честнаго Креста» которое и послужило возникновению данного праздника

 Событие обретения Честнаго Креста происходило следующим образом. После того как свершились величайшие события в истории человечества — Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. Святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы.

 Обретение Честнаго Креста имело место в царствование св. равноапостольного Императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого явилось для св. Константина знаком победы над противником.

Сохранились три различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и других и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда святилище было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди, которыми Он был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий (+ 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и Честный Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.

Вторая версия предания об обретении Честнаго Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к III в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой, женой имп. Клавдия II (269–270), а затем спрятан и вновь найден в IV в.

Третья версия, также, видимо, возникшая в V в. в Сирии, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, но в последствии указал место — храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо — воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.

Несмотря на наибольшую древность первой версии предания об обретении Честнаго Креста, в средне- и поздневизантийскую эпоху наиболее распространенной стала третья версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Крестовоздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

Точная дата обретения Честнаго Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в 325 или 326 г. После обретения св. Креста Император Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей Святому городу торжественностью. Около 335 г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День Обновления (т. е. освящения) Мартириума, а также ротонды (круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом).  Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения Честнаго Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.

Установление праздника Крестовоздвижения связано, таким образом, с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения. Согласно «Пасхальной хронике» VII в., чин Воздвижения Креста был впервые совершен в ходе торжеств при освящении иерусалимских храмов.

В нашем храмовом комплексе  богослужение проходило в храме свят. Иоанна Тобольского его возглавил настоятель храма о. Николай Гомзяк. За вечерним богослужением 26 числа на великом славословии был совершен вынос животворящего Креста Господня на середину храма. А уже 27 числа была отслужена праздничная  Литургия за которой многие прихожане сподобились причаститься Святых Христовых Тайн. По окончании Литургии о. Николай произнес проповедь, в которой отметил особенность этого дня каждого из нас. Крест это не только величайшая святыня православного мира, но и наша память о том искупительном подвиге, который совершил Господь наш Иисус Христос за каждого из нас. Полную версию проповеди можно будет посмотреть на канале Анжеро-Судженское благочиние размещенном в YouTube.

 



назад к списку новостей